Какой штраф за курение в самолете

Штраф за курение в самолёте

Можно ли курить электронную сигарету на борту самолета?

В России с февраля 2013 года вступил в действие федеральный закон, регламентирующий курение в общественных местах. Обновления закона вышли 14 октября 2015. Если быть более точными, то статьи закона запрещают курение практически везде. Разрешается пока курение у себя дома (но не в подъезде или лестничной площадке), в специально отведенных местах и парковых зонах. Что касается самолетов, то на борту также категорически запрещено курить табачные изделия. Самолет – включен в список неположенных мест для курения.

С момента принятия закона на протяжении 2014, 2015, 2016 годов ведутся споры относительно курения (парения) электронной сигареты, которая, по сути, представляет собой электронный кальян. На сегодняшний день официальные изменения не приняты и парение в общественных местах не запрещено.

Однако большинство авиакомпаний мира, в том числе и целый ряд российских авиаперевозчиков, ввели строгий запрет на курение электронных сигарет на борту. В противном случае, нужно быть готовым понести ответственность.

Ограничения коснулись и их перевозки. Электронные сигареты рассматривается, как электронный прибор и к ним применяются соответствующие количественные ограничения. Приказ запрещает провозить их в багажном отделении, ЭС могут перевозиться только в ручной клади. Перевозка приборов литиевыми батарейками, что характерно для некоторых моделей ЭС, также строго запрещены. Не следует забывать и о допустимом количестве перевозимой жидкости – общий объём до 1 л, в прозрачных пластиковых ёмкостях с замком Zip. Это относится и к курительным смесям для ЭС.

Размер штрафа

Поскольку на данный момент никаких официальных уточнений нет, будем отталкиваться от предполагаемого приравнивания электронных сигарет к табачным изделиям. В таком случае согласно КОАП штраф за курение на борту самолетов российских авиакомпаний может составить от 500 до 1500 рублей. Штраф для несовершеннолетних, скорей всего, ляжет на плечи родителей. При этом на рассмотрение предложены изменения, увеличивающие штраф до суммы в 20 тыс.- 50 тыс. рублей. Наступающий 2017 год может стать годом принятия этих изменений.

Как оплатить штраф?

Факт нарушения протоколируется, срок оплаты штрафа составляет 30 дней. Погасить долг можно в отделении любого банка, а также доступна возможность его оплатить через интернет.

Кто может штрафовать?

Контроль за соблюдением норм закона возложен на полицию. Поэтому именно полицейские уполномочены выявлять, фиксировать нарушение и применять наказание в виде оформления штрафа. Эта норма действует в первую очередь относительно физических лиц.

Кому и как пожаловаться?

Поскольку мы рассматриваем ситуацию с незаконным курением на борту самолета, то пассажирам, выявившим нарушителя, будет проблематично обратиться в полицию. В данном случае необходимо обратиться к стюардессе, ею будут предприняты меры, предусмотренные служебной инструкцией. И у нарушителя есть все шансы не только понести наказание в виде штрафа, но и попасть в «черный список» нежелательных клиентов авиакомпании.

Опыт других стран

Строгость в подходе к курению на борту отмечается практически в авиакомпаниях всего мира. Так, за курение при перелете в Киев на борту украинских авиалиний пассажиру грозит штраф, эквивалент которого составляет 100 долларов. В Сингапуре или ОАЭ за подобное нарушение могу привлечь к уголовной ответственности и заключить в тюрьму. Минск – город, в котором курение в общественном месте может обернуться суммой от 18 000 до 720 000 рублей.

Наглядным примером может служить случай, произошедший в сентябре 2016 года с российским туристом, который был задержан в Катаре в самолете за курение электронной сигареты и помещен в камеру предварительного следствия. Кроме того, он был внесен в ЧС авиакомпании Qatar Airways, на борту самолета которой следовал в Доху, и любые свои дальнейшие передвижения должен будет выполнять на самолетах других авиаперевозчиков.

Если вы все еще не расстались с вредной привычкой, настоятельно рекомендуем вам курить и парить на специально отведенной для этих целей территории или помещении.

ХОТИТЕ БРОСИТЬ КУРИТЬ?

Тогда вам к нам на марафон по отказу от сигарет.
Не просто бросить курить, а не сорваться.

Почему раньше можно было курить в самолёте, а сейчас штрафуют?

Российский турист в пятницу был задержан за курение электронной сигареты на борту самолёта. Он останется в тюрьме Катара до тех пор, пока не заплатит штраф в размере 80 долларов. На самом деле до начала 2000-х пассажиры могли спокойно дымить на борту. Почему же сейчас нельзя? Отвечают стюардессы, пилоты и заместитель министра гражданской авиации СССР.

Почему и когда запретили?

Представьте, что вы летите в самолёте, а ваш сосед по креслу всё время курит. И ведь так было. Правда, предварительно покупая билет, вы могли выбрать зону для некурящих. Но это не спасало, как, помните, в кафе до запрета: сидишь вроде бы там, где не дымят, но всё равно весь пропитываешься запахом.

Впервые полный запрет на курение на борту был введён в США в 1988 году. Примеру Штатов последовали и многие другие страны. В советско-российской истории это был длительный и постепенный процесс. Сначала в 1986 году запретили курить на коротких рейсах, а полный запрет был введён только в начале 2000-х.

Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин:

— Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого. Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.

В 2002 году “Аэрофлот” ввёл запрет на курение абсолютно на всех рейсах. Фото: © РИА Новости/Дмитрий Петроченко

— Как показывают проведённые исследования, в поддержку данной меры выступает даже 38% курящих пассажиров. Это неудивительно, так как 27% курящих и до введения запрета на зажжённую сигарету в салоне предпочитали места для некурящих, — заявили тогда в авиакомпании. — Проблема запрета на курение во время полёта носит для приверженцев этой вредной привычки скорее психологический, нежели практический характер. Специалисты утверждают, что 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов (полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский длится 9 часов 30 минут).

Интересно, что тогда “Аэрофлот” обещал заядлым курильщикам выдавать на борту субституты в виде специальной жевательной резинки, чтобы помочь пережить время без сигарет. Но опрошенные нами стюардессы сказали, что впервые слышат об этом.

Работает ли сейчас запрет?

Бортпроводник авиакомпании “ЮТэйр”:

— Количество курильщиков сильно зависит от рейса. Так, курят почти каждый рейс на направлениях в Среднюю Азию: Баку, Худжанд, Ташкент, Душанбе, Самарканд. КАЖДЫЙ РЕЙС. И это несмотря на то что несколько раз озвучивается информация о запрете курения и стикеры везде наклеены. Пассажиры ссылаются на то, что “у меня голова болит, если не курить” и “а чё будет-то, я чуть-чуть”. На региональных и чартерных рейсах по России курят деловые дяденьки — раз в две недели примерно встречаются такие. Часто предлагают деньги за сокрытие — обычно 5—10 тысяч рублей.

Фото: © Roy Chung

Тут главное — почуять вовремя и поймать за руку. Сразу спрашиваешь, куда дел окурок, потому что если он кинул в мусорку с бумагой, то будет пожар. А самолёт сгорает в воздухе за 2 минуты.

Проблема в том, что у нас нельзя сразу сдать полиции такого человека — сначала нужно сделать устное, потом письменное предупреждение (оформляется акт, который подписывает вся бригада бортпроводников, командир воздушного суда). Ещё у пассажира нужно взять паспорт, а с ним сначала ещё препираешься минут 10, так как “это не он”. На снижении командир сообщает о необходимости присутствия полиции на посадке. Но это занимает ещё минут 15 после рейса, а пилотам лишь бы освободиться пораньше, поэтому они часто “прощают” и говорят нам, чтобы мы просто устно пригрозили полицией пассажиру.

А если и сдаем полиции, то там копеечный штраф — около 1,5 тысячи рублей, а они готовы и 10 тысяч отдать, чтобы покурить. В общем, это никого не останавливает.

«Победа» запросила 700 тыс. руб. с трех пассажиров за курение на борту

Авиакомпания «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») подала иск к пассажиру из-за курения на борту на 190,9 тыс. руб. в Тосненский городской суд Ленинградской области. Об этом РБК сообщила представитель авиаперевозчика Елена Селиванова.

Еще по двум нарушениям ведется подготовка исков на 247,3 тыс. и 250 тыс. руб. соответственно. Во всех трех случаях речь идет о компенсации затрат перевозчика из-за экстренной посадки, расходов на обслуживание рейса в аэропорту, оплате рабочего времени экипажа, лизинга, а также компенсации другим пассажирам рейса.

29 июня генеральный директор «Победы» Андрей Калмыков заявил, что «Победа» планирует ужесточить меры в отношении курильщиков на борту. «Теперь в случае обнаружения курящих пассажиров будет выполняться вынужденная посадка в ближайшем доступном аэропорту, пассажир будет сниматься с борта сотрудниками полиции, все расходы из-за вынужденной посадки будут взыскиваться с нарушителя», — рассказал тогда глава компании. По его словам, курение на борту воздушного судна создает серьезную угрозу безопасности и по этой причине категорически запрещено, о чем сообщается пассажирам до начала полета.

Первый инцидент произошел 24 июля на борту «Победы», следовавшем по маршруту Махачкала — Санкт-Петербург. Из-за закурившего на борту пассажира самолет авиакомпании совершил вынужденную посадку в московском Внуково, где виновник был снят с рейса и передан полиции. Общая задержка составила не более 35 минут. Тогда представитель авиакомпании сообщала, что все издержки будут взысканы с нарушителя. Общая сумма издержек, по оценке компании, составила 190,9 тыс. руб. Имя пассажира компания не раскрывала.

По словам представителя перевозчика, сейчас компания готовит документы для подачи еще двух исков к нарушителям. Второй случай курения на борту произошел на рейсе Москва — Махачкала 3 августа, тогда самолет был вынужден совершить экстренную посадку в Минеральных Водах. Свои расходы на обслуживание самолета и компенсации авиакомпания оценила в 247,3 тыс. руб. Третий раз самолет «Победы», следовавший по маршруту Махачкала — Москва, совершил 15 августа вынужденную посадку в аэропорту Волгограда из-за закурившей пассажирки. Задержка из-за посадки составила порядка 40 минут. Издержки перевозчика составили более 250 тыс. руб.

Читайте также:  Первый день без сигарет что происходит

«Победа» решила ужесточить меры по борьбе с курением на борту в связи с участившимися нарушениями, говорит Селиванова: с начала года зафиксировано свыше 30 случаев обнаружения курящих на борту пассажиров. «Это вынужденные расходы компании, которые мы понесли по вине нарушителя, поэтому принято решение обратиться в суд для взыскания расходов», — сказала она.

Курение на борту самолета запрещено в России на уровне федерального законодательства. В соответствии с КоАП нарушитель за курение табака в неположенном месте должен будет заплатить штраф от 500 до 1,5 тыс. руб. Но до этого российские авиакомпании не применяли жестких санкций к курильщикам-нарушителям. По словам​ юриста правового департамента компании Heads Consulting Ксении Степановой, оштрафовать авиапассажиров, куривших на борту лайнера, «Победа» могла и без подачи заявлений в суд, но тогда средства получит государство, а не авиакомпания.

«Для принятия положительного решения по иску авиакомпания должна зафиксировать все факты нарушения документально (например, в протоколе об административном нарушении) и доказать, что действие конкретного пассажира — в данном случае дым от сигареты — причинили вред на такую сумму», — отмечает Степанова. Но она считает, что шансы перевозчика взыскать компенсацию в этом случае достаточно низкие. «Сложно представить, чтобы табачный дым нанес имуществу перевозчика ущерб на 250–500 тыс. руб.», — добавляет эксперт. Как правило, авиакомпании обращаются с исковыми заявлениями в адрес пассажиров только в крайних случаях, когда их имуществу или здоровью сотрудников причинен реальный вред, например если пассажир вел себя неадекватно вследствие опьянения, напоминает Степанова.​ В то же время если авиакомпания сумеет доказать документально, что ей был причинен ущерб на озвученную сумму, то ее шансы на получение компенсации повышаются, замечает адвокат Роман Гусак.

Закурил – в тюрьму: в России ужесточилось наказание за курение в самолете

2017 год может особенно запомниться российским авиапутешественникам как дата начала активной фазы борьбы авиакомпаний и авиационных властей с курением на борту гражданских самолетов. Нарушение установленного во всех отечественных авиакомпаниях запрета на курение во время полета теперь практически приравнено к хулиганству, а потому может стать основанием для административной и уголовной ответственности. Давно просившие об этом авиакомпании, во главе с крупнейшим национальным перевозчиком «Аэрофлотом», уже на деле демонстрируют «нулевую терпимость» к подобным инцидентам и считают вполне оправданным применять установленные законодательством санкции к нарушителям порядка на борту «по верхнему пределу».

Незаконная привычка

Для заядлых курильщиков, не готовых отказаться от вредной привычки даже на короткое время полета, самое время пересмотреть свои правила поведения на воздушном транспорте или вовсе отказаться от пагубного пристрастия. Теперь оно может обойтись слишком дорого или даже закончиться потерей свободы. С начала этого года в России появились новые законы, которые значительно ужесточают санкции к курильщикам и прочим хулиганам на борту пассажирских лайнеров. Согласно поправкам, принятым в уголовное законодательство, грубое нарушение общественного порядка в полете теперь приравнивается к опасному хулиганству и может повлечь ответственность вплоть до ареста и тюремного заключения. Волна борьбы с авиадебоширами захлестнула и отраслевые ведомства в исполнительной власти, которые в этот же период выступили с разнообразными законодательными инициативами по ужесточению ответственности для курильщиков и дебоширов. К концу лета с подачи Минтранса РФ Министерство юстиции России разработало законопроект, согласно которому штрафы за нарушение правил перевозок, к которым относится и запрет на курение на борту, должны быть увеличены почти в десять раз до 40 тыс. руб., а в качестве альтернативной меры наказания судом может быть наложен административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток. Вряд ли стоит сомневаться, что это ужесточение законодательства в отношении авиахулиганов депутаты поддержат. Давно ожидаемая отечественными авиакомпаниями правовая форма применения «черных списков» пассажиров, кому перевозчик вправе отказать в услуге после хулиганского инцидента на борту, уже принята Госдумой во втором чтении. Отличившимся авиахулиганам будет вовсе запрещено пользоваться гражданской авиацией в течение одного года, причем вне зависимости от гражданства пассажира.

Сразу в дело

Практическое применение уже принятых в этом году поправок к уголовному законодательству не заставило себя долго ждать. В минувшем сентябре впервые в отечественной судебной практике дебошир был приговорен к реальному сроку лишения свободы, причем в колонию отправился как раз не российский, а иностранный гражданин. В мае этого года гражданин Израиля П. на борту рейса «Аэрофлота» из Тель-Авива в Москву начал курить и употреблять спиртное, пронесенное с собой. Он громко матерился, угрожал членам экипажа и своим неадекватным поведением создавал угрозу безопасности полета лайнера. Кроме того, он не реагировал на замечания бортпроводников и приказы командира воздушного судна и даже несколько раз пытался открыть входную дверь. Экипаж был вынужден скрутить хулигана, а по прилету в Шереметьево передал нарушителя в полицию. Там гражданина сначала привлекли к административной ответственности по статье «за появление в общественных местах в состоянии опьянения», а позднее линейное управление МВД в аэропорту Шереметьево возбудило против него уголовное дело по факту хулиганства. 12 сентября Химкинский городской суд признал П. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.1 ст.213 УК РФ, и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на шесть месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. Комментируя этот случай, заместитель генерального директора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров подчеркнул, что «авиакомпания продолжит вести непримиримую борьбу с любыми случаями нарушения общественного порядка на борту и проявлениями агрессии со стороны хулиганов. Для нас важно, чтобы каждый пассажир знал, что авиакомпания не только постоянно повышает уровень сервиса и комфорта, но и прилагает все усилия для обеспечения безопасности и защиты своих пассажиров».

От безопасности к репутации

Как рассказали в «Аэрофлоте», до недавнего времени авиакомпания не обращалась в суд по фактам несанкционированного курения на борту, поскольку текущее законодательство практически не обеспечивало защиты интересов перевозчиков. По закону авиакомпания была вправе лишь удержать с пассажира стоимость уже оплаченного билета (например, отказать в обратной перевозке без компенсации), а также передать документы в полицию для взыскания административного штрафа за невыполнение законных требований экипажа (как правило, от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.). Все эти годы юристы авиакомпании направляли усилия на работу с властями и отраслевыми чиновниками по ужесточению ответственности за нарушение правил поведения на борту, параллельно накапливая статистику нарушений и пополняя собственный реестр нарушителей общественного порядка в самолете. Тем не менее, в «Аэрофлоте» свидетельствуют, что благодаря всему комплексу мер информационного и юридического характера по борьбе с курением на борту, статистика по этому виду нарушений в последнее время резко снизилась. Количество активных курильщиков в самолетах авиакомпании уменьшилось с 1525 в прошлом году до 411 за первые восемь месяцев нынешнего. По данным компании, с января по август этого года 17 нарушителей были переданы в полицию (в прошлом году – 59), из них пять человек привлечены к административной ответственности и оштрафованы согласно действующему законодательству (в прошлом году – 14). Используя соответствующие положения Воздушного кодекса РФ, «Аэрофлот» отказал в обратной перевозке еще четырем пассажирам, поскольку их действия угрожали безопасности полетов (в прошлом году таких случаев было восемь). Ужесточение законодательства и активизация собственных усилий по противодействию курению на борту в авиакомпании считают обоснованными, поскольку оно является «прямой угрозой безопасности полетов», и к тому же «создает некомфортные условия полета и оказывает негативное влияние на имидж авиакомпании». «Облик современного авиаперевозчика, деятельность которого отвечает международным стандартам, предполагает обеспечение права пассажиров и членов экипажа на безопасные условия полета, в том числе чистый воздух», – отметил Владимир Александров.

Право на пожарную посадку

Впрочем, возможные материальные потери для любителей «подымить» в полете могут обернуться куда более существенными расходами, чем установленный законом штраф. Входящая в группу «Аэрофлот» бюджетная авиакомпания «Победа» взяла на вооружение метод многих зарубежных перевозчиков: в случае срабатывания датчика дыма или фиксации экипажем факта курения в салоне, пилот безальтернативно принимает решение о вынужденной посадке в ближайшем по курсу аэропорту, а затем авиакомпания предъявляет нарушителю все расходы, понесенные перевозчиком в связи внеплановой задержкой рейса. В пресс-службе «Победы» рассказали «Ъ» уже о трех подобных случаях в текущем году. Так, 21 июля по пути из Махачкалы в Санкт-Петербург экстренную посадку в московском Внуково совершил рейс «Победы» DP505, в ходе которой с самолета был снят пассажир, решивший покурить в туалете. Посадка, взлет и 35-минутное пребывание самолета в аэропорту, плюс расходы на топливо, лизинг самолета, перерасход рабочего времени экипажа и компенсации ущерба другим пассажирам обошлись перевозчику в 190,96 тыс. руб. В случае положительного решения по делу, это станет самым большим денежным взысканием за курение на борту в истории российского гражданского воздушного флота. Не прошло и двух недель, как 3 августа из-за закурившего на борту пассажира самолет «Победы» вынуждено приземлился в аэропорту Минеральные Воды, что повлекло расходы на сумму 247,3 тыс. руб. А 15 августа пассажирка с сигаретой рейса Москва – Махачкала спровоцировала посадку самолета в аэропорту Волгограда, цена которой превысила 250 тыс. руб. Пойти на такие исключительные меры «Победу» вынудили участившиеся случаи курения на борту: с начала 2017 года перевозчик зарегистрировал более 30 подобных инцидентов, сообщили «Ъ» в пресс-службе лоукостера. В то же время, как заявил в недавнем интервью РБК гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков, уже через месяц после подобных решительных действий персонала перевозчика нарушения запрета курения на рейсах «Победы» полностью прекратились.

В дыму истории

Следует признать, что корни нынешней устойчивой мании пассажиров подымить в полете во многом уходят в глубины истории гражданской авиации, когда курение в салоне пассажирского лайнера было запрещено лишь при взлете и посадке, а подлокотники кресел были оборудованы персональными пепельницами. Многие хорошо помнят, что еще в сравнительно недалеком советском прошлом некурящие граждане и дети были вынуждены переносить запах табачного дыма в замкнутом помещении самолета в течение многих часов перелета, даже когда курильщики снисходительно группировались в хвостовой части салона. Впервые полный запрет курения на борту гражданских воздушных судов был принят в США в 1988 году, примерно в это же время аналогичные меры начали постепенно вводиться и в СССР. Еще в 1986 году курение было запрещено на коротких рейсах «Аэрофлота» продолжительностью до трех часов, затем на всех рейсах, за исключением дальнемагистральных, а полный запрет курения на всех самолетах компании был введен в 2002 году. Не секрет, что целью установления этих запретов являлась в том числе забота о некурящих пассажирах и детях, поскольку количество жалоб от родителей достигло критического уровня даже по советским меркам. Между тем, отнюдь не следует считать, что курение на борту безопасно. Тем пассажирам, которые наивно оправдывают этот вид хулиганства и успокаивают себя и других «отменной вентиляцией в салоне», следует помнить, что задымление на борту в любом случае рассматривается экипажем как нештатная ситуация и в обязательном порядке фиксируется в полетных документах, поскольку может стать причиной серьезной технической проблемы. И даже если затем выяснится, что источник задымления не угрожает полету, пилотам и бортпроводникам будут обеспечены лишние несколько минут стресса в воздухе и дополнительные бюрократические процедуры на земле, что, в свою очередь, нередко укладывается в совокупность технических и человеческих факторов при авиационных происшествиях. Нельзя исключать и вариант, что тревожный сигнал о задымлении или испорченный датчик дыма в туалете будет воспринят командиром воздушного судна или его подчиненными как выходка очередного хулигана на борту, а в результате будет проигнорирован источник реальной опасности для лайнера и его пассажиров. Так что безответственное и в корне неверное предположение о том, что «из-за сигареты самолеты не падают», никого не должно успокаивать настолько, чтобы проявлять толерантность к нарушителям установленных запретов или беспечно относиться к источнику огня и дыма в салоне реактивного самолета с сотнями людей на борту. Кроме того, ретроспектива проблемных случаев с курильщиками показывает, что, как правило, нарушение этого запрета, – лишь одна из составляющих хулиганского поведения пассажиров, действия которых в целом угрожают безопасности полета. Неуемное желание «подымить» чаще всего возникает у подвыпивших граждан, которые неадекватно воспринимают правила авиакомпании и требования бортпроводников, не реагируют на законные приказы командира воздушного судна и в принципе ведут себя непредсказуемо, сами по себе становясь источником повышенной опасности. Это позволяет авиакомпаниям и авиационным чиновникам обоснованно настаивать на ужесточении ответственности за подобные нарушения, в том числе, в профилактических целях.

Читайте также:  Что лучше есть когда бросаешь курить

В глобальном порыве

В мировой авиаотрасли курение на борту уже фактически приравнено к уголовным преступлениям, способным привести к опасной ситуации в полете. В юридической части «Руководства по предотвращению и управлению случаями недисциплинированного поведения пассажиров» (Guidance on Unruly Passenger Prevention and Management), изданного Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), курение в туалетах и технических зонах самолета в любое время, а также выведение из строя бортовых датчиков дыма, относится ко второму из трех классов наиболее опасных инцидентов на борту. К этому типу случаев относятся различные действия пассажиров, прямо угрожающие безопасности полета или качественному оказанию услуг, зафиксированные в Токийской конвенции 1963 года (например, нанесение телесных повреждений пассажирам или персоналу), тогда как к наивысшему – первому классу – отнесены лишь особо опасные угрозы, приравниваемые к терроризму или угону самолета. Курение в остальных частях авиалайнера в нарушение запрета авиакомпании или при включенной световой табличке «курение запрещено» относится к третьему классу «общих» угроз и соседствует, например, с нападением на бортпроводников, угрозам в адрес пассажиров и другими нарушениями общественного порядка в полете. Эти виды происшествий, по мнению экспертов IATA, способны косвенно привести к нештатной ситуации на борту, требующей немедленной и слаженной реакции персонала авиакомпании. В 2015 году в этот сборник инструкций для всех авиаперевозчиков мира, регламентирующий реакцию бортпроводников и пилотов на небезопасное поведение пассажиров, IATA специально добавила уточнение, что нарушение запретов «некурящей политики» авиакомпании является «серьезным правонарушением» и может стать поводом для судебного преследования и наложения ответственности, установленной законодательством во множестве государственных юрисдикций. Ужесточение уголовного законодательства в России в отношении курильщиков и других нарушителей общественного порядка на борту воздушного судна полностью находится в глобальном тренде борьбы с хулиганством в гражданской авиации: противодействие недисциплинированным пассажирам (unruly passengers) входит в ТОП-3 угроз безопасности, отслеживаемых экипажем в полете. По статистике IATA, опасных случаев нарушения правил авиакомпаний, в том числе запрета на курение, с каждым годом становится все больше. В период с 2007 по 2015 годы в мире зафиксировано свыше 49,1 тыс. фактов неподчинения пассажиров законным требованиям экипажей, из них в 2014 году – свыше 9,3 тыс., в 2015 году – более 10,8 тыс. (рост за год на 17%). Аналитики IATA подчеркивают, что в пересчете на количество выполненных авиакомпаниями рейсов, инциденты с «неуправляемыми пассажирами» происходят чаще, чем в предыдущие годы: в 2014 году – 1 случай на 1,3 тыс. рейсов, в период с 2007-го до 2014 года – 1 случай на 1,5 тыс. рейсов в среднегодовом выражении. Эти данные подтверждаются и социологическими исследованиями IATA: больше половины мировых авиаперевозчиков в 2014 году отметили ухудшение ситуации с «unruly passengers» за последние пять лет, причем более 40% опрошенных авиакомпаний подтвердили, что в истекшие 12 месяцев им приходилось отменять рейсы из-за поведения авиахулиганов.

Закурил – в тюрьму!

Ярких практических примеров применения жестких мер в отношении курильщиков в мире уже накопилось предостаточно. Например, по законодательству Канады (Canada’s Aeronautics Act) курение на пассажирском лайнере наказывается максимальным штрафом в размере $5 тыс., но может караться и тюремным заключением. В 2014 году канадский суд привлек к ответственности за курение на борту двух пассажирок рейса авиакомпании Sunwing Airlines, выполнявшего полет из Торонто на Кубу. Только залог в $2500 спас каждую от реального тюремного срока. Еще двумя годами ранее и тоже в Канаде из-за сигареты на борту чудом не лишилась свободы пассажирка авиакомпании WestJet Катерина Бак. В итоге суд учел тяжелое финансовое положение обвиняемой и назначил ей 40 часов исправительных работ и условное освобождение с полугодовым надзором. Авиакомпания WestJet внесла пассажирку в «черный список», и исключила ее оттуда лишь после получения официального письма с извинениями. Но больше всего не повезло нарушителю из Великобритании. В январе 2017 года королевский суд Бирмингема признал виновным Джона Кокса (John Cox), который закурил на борту регулярного рейса авиакомпании Monarch из Бирмингема в Шарм-эль-Шейх и спровоцировал настоящий пожар. Судья приговорил нарушителя к 4,5 годам тюремного заключения за создание угрозы безопасности на борту самолета. Попытка оспорить решение суда в апелляционной инстанции завершилась еще более плачевно: суд удвоил наказание неосторожному курильщику до 9,5 лет тюрьмы. Подобный случай стал возможен в силу того, что в законодательстве Великобритании и других странах англо-саксонской системы права не установлено конкретных сумм штрафов и сроков заключения за курение на борту, размер ответственности за подобное нарушение определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом сопутствующих обстоятельств и наличия судебных прецедентов. В большинстве других стран Европы курение в самолете наказывается только денежными штрафами от нескольких сотен до нескольких тысяч евро, хотя во всех государствах ЕС их размеры постоянно увеличиваются. Кроме того, практически все европейские авиакомпании используют так называемые «черные списки» пассажиров, чтобы обезопасить себя и своих пассажиров от потенциальных курильщиков и дебоширов на борту. В странах Азии авиакурильщиков наказывают не менее серьезно и во многом идут по проторенному пути западных коллег. В Китае Национальной ассоциацией воздушного транспорта введено экспериментальное временное распоряжение от 01 февраля 2016 года «Об установлении административных мер в отношении пассажиров, совершивших административные правонарушения». Эта директива предусматривает ответственность в виде ограничения права пассажира на совершение полета на срок от 1 года до 2 лет и очень напоминает механизм «черных списков» у европейских и американских авиаторов. Размеры штрафов в КНР установлены «Правилами обеспечения авиационной безопасности КНР», которые предусматривают наказание в виде ареста курильщика сроком до 10 суток или штраф до 500 юаней (более $75.). А если из-за дебошира рейс совершает вынужденную посадку, то штраф вырастает до 3 млн. юаней (более $450 тыс.). При этом, усиление ответственности за курение на борту оправдывается китайскими властями не только безопасностью полетов и защитой прав некурящих граждан, но и преподносится как мера по улучшению репутации страны на международной арене. В Южной Корее штраф за курение на борту во время полета составляет 10 млн вон (около $10 тыс.), во время стоянки и руления – 5 млн вон, хотя в большинстве случаев полиция штрафует нарушителей-курильщиков на 1 млн вон на месте без суда. В Японии курение на борту лайнера тоже запрещено и наказывается по Закону о гражданской авиации штрафом до 500 тыс. йен (около $4,5 тыс.). По данным министерства транспорта Японии, в 2016 году было выявлено 105 таких случаев, впрочем, ни один из них судебным преследованием не завершился, все штрафы были выплачены нарушителями добровольно. Стоит ли напоминать, что в ряде стран арабского мира в силу особенностей законодательства ответственность за курение на борту и неповиновение бортперсоналу может обернуться не только тюремным заключением и крупным денежным взысканием, но и публичным телесным наказанием. Например, в Судане 30 ударов плетью за отказ потушить сигарету на борту – нормальная практика.

Можно ли курить в самолете

Не так давно в самолетах можно было курить, не опасаясь последствий. Об этом свидетельствуют оставшиеся с того времени табло «NO SMOKING», загоравшиеся лишь во время взлета и посадки, и имеющиеся еще в подлокотниках кресел пепельницы. В XXI веке все изменилось: в мире почти не осталось авиакомпаний, которые разрешают сигареты на борту. Для повсеместного запрета есть веские причины, а нарушителям грозит строгое наказание.

Можно ли курить на борту самолета?

Курение на борту воздушного судна запрещено законом.

В 2013 г. в России вышел федеральный закон, защищающий права и здоровье некурящих граждан. В его тексте указаны территории, где дымить категорически запрещено. К ним относятся транспортные средства, в частности самолеты.

История запрета на курение

Еще несколько десятилетий назад курение в самолетах было обычным делом. Но предпосылки для полного запрета сигарет на борту появились давно. Первые шаги к ограничению курения в самолетах стали делать в США. Случилось это довольно давно.

Читайте также:  Можно ли поправиться от сигарет

В 70 годах XX века американские авиакомпании начали разделять зоны для курящих и некурящих. Затем запретили пассажирам использовать трубки и сигары. В 1988 г. в США был впервые введен запрет на курение на внутренних авиарейсах. Американцы остались довольны нововведением. Не только некурящие пассажиры, но и многие любители сигарет высказывались за запрет курения в самолете.

Почти все европейские страны последовали примеру Америки. В 80 годах прошлого века в самолетах появились отдельные секции для курильщиков, а к 90 годам потребление сигарет было полностью запрещено на коротких рейсах.

В СССР в 1986 г. курение было исключено на рейсах длительностью до 3 часов. В начале 2000-х сигареты на борту были запрещены полностью.

Почему нельзя курить в самолете?

Есть три основные причины для запрета:

  1. Курение на борту противоречит нормам пожарной безопасности. Очень часто пожары в квартирах, на предприятиях, в лесопарковых зонах начинаются с незатушенного окурка. В самолете есть достаточное количество легковоспламеняющихся материалов, которые могут вспыхнуть от любой искры. В воздухе пожар опасен вдвойне: покинуть горящий борт невозможно, и экипаж может не успеть совершить экстренную посадку, т. к. все уничтожится огнем очень быстро. Кроме того, из-за табачного дыма велика вероятность не почувствовать запаха гари, если начался пожар.
  2. Дым от сигарет вредит всем пассажирам и летному персоналу. До запрета курения системы кондиционирования в самолетах не справлялись с выведением дыма из салона, над “курящими” зонами стоял смог. Дым оттуда неизбежно проникал в салоны для некурящих, где могли находиться дети, астматики, беременные женщины, аллергики и люди, не переносящие запах табака. Пассивное курение вредило здоровью всех. Некурящие пассажиры, вдыхающие табачный дым, получали вместе с ним канцерогены, деготь, радиоактивные и токсичные вещества. Эти соединения приводят к возникновению рака, хронических легочных заболеваний, патологий сердца. Особенно опасны были последствия для сотрудников авиакомпаний – бортпроводников и пилотов, которым приходилось вдыхать сигаретный дым в течение всего рабочего дня.
  3. От табачного смога страдает имущество авиакомпаний. Пока запрета на курение не было, последние несли большие расходы на очистку и замену воздушных фильтров, быстро загрязняющихся от табачного дыма. Часто производилась реставрация обивки сидений, которые прожигались сигаретами. Панели в салоне быстро приобретали желтизну и впитывали табачный запах. Требовалась тщательная уборка пепельниц и ковриков.

Где и как курят в самолете

Курение на борту запрещено довольно давно, но до сих пор встречаются люди, которые стремятся обойти табу. Чаще всего нарушители используют для этого уборную. В них стоят датчики дыма. Но люди придумывают разные ухищрения, чтобы они не сработали:

  • датчики закрываются тканью или пленкой;
  • дым от сигареты выдыхается в унитаз и одновременно включается слив воды.

Обычно эти уловки не помогают, и сигнал датчика задымления идет в кабину пилота.

Если персонал самолета ловит нарушителя, сначала тот получает устное предупреждение. В случае, когда человек не реагирует на устные замечания, составляется акт о нарушении, который должен подписать весь летный состав, вызывается наряд полиции.

За нарушение закона курильщику грозит штраф, внесение в черный список пассажиров, после чего летать самолетами этой и многих других авиакомпаний будет для него проблематично.

Остается один легальный способ курить в самолете – электронные сигареты. Они не приносят вреда остальным пассажирам и не могут вызвать пожар. Формально они не запрещены законом, но стоит уточнить у бортпроводников, можно ли ими пользоваться.

Многие авиакомпании (в их числе Аэрофлот, Победа, S7) запрещают курение даже электронных сигарет. Чтобы облегчить перелет для имеющих пагубную привычку, некоторые авиаперевозчики предлагают пассажирам никотиновые пластыри, спреи, пастилки, жевательные резинки.

В бизнес-классе курить также нельзя. Иногда авиакомпании идут навстречу VIP-пассажирам. Им позволяют использовать в салоне бизнес-класса кальян.

Штраф за курение

Основное наказание, предусмотренное законом за использование сигарет в общественном месте (в том числе, на борту самолета), – денежный штраф.

Размер взыскания

Величина штрафа за курение в самолете составляет около 50 000 рублей. Конкретная сумма зависит от авиаперевозчика. Особенно чревато курить в самолетах иностранных компаний. Отвечать придется по законам другого государства, где за нарушение может полагаться огромный штраф или даже тюремное заключение. Не так давно российский гражданин оказался в тюрьме Катара всего лишь за курение электронной сигареты на борту самолета катарских авиалиний.

Но и российские авиаперевозчики могут взыскать гораздо больше 50 000 рублей, если компания понесла из-за курильщика непредвиденные расходы.

Известны случаи, когда самолеты авиакомпании «Победа» совершали экстренную посадку по причине курения в салоне самолета. Против нарушителей были выдвинуты иски в размере 200-500 тыс. рублей.

Кто может штрафовать?

В случае правонарушения персонал самолета вызывает полицию. У полицейских есть полномочия выписать штраф за несоблюдение закона.

Если авиакомпания хочет также компенсировать нанесенный ей ущерб, она может подать в суд на курильщика. Дело будет решаться в судебном порядке с привлечением Прокуратуры.

Где оплатить штраф?

Внести деньги можно несколькими способами:

  • наличными в отделении банка;
  • переводом с личного счета;
  • через онлайн-банк;
  • через банкомат;
  • на сайте gosuslugi.ru;
  • на сайтах платежных систем (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi).

На оплату штрафа дается 30 дней.

Что делать, если курят другие люди

Если пассажир почувствовал запах табака в салоне или туалете самолета или увидел, как кто-то курит, он вправе привлечь внимание бортпроводников к этому нарушению порядка. Работники будут обязаны принять меры и передать информацию в Роспотребнадзор либо в Ространснадзор.

После приземления свидетели правонарушения могут самостоятельно обратиться в полицию. Желательно перед этим собрать доказательства (показания очевидцев, фото или видео). Если деяние будет доказано, нарушителю придется заплатить немалый штраф. Кроме того, он может оказаться в списке нежелательных клиентов авиакомпании, что в дальнейшем помешает ему пользоваться услугами многих авиаперевозчиков.

Несмотря на то что на курение в общественных местах полиция смотрит сквозь пальцы и редко за него наказывает, к нарушениям при перелетах общество относится очень серьезно. Курение в самолете опасно и для курильщика, и для окружающих. Лучше не рисковать жизнью и здоровьем других людей и воспользоваться во время полета заменителями сигарет.

40 тысяч рублей за курение в самолёте

Существенно возрастут штрафы и за другие проступки на борту воздушного судна

Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

Пассажиры, которые не выполняют требований пилота и стюардесс, пользуются телефоном, курят на борту и ходят по салону во время полёта в «зоне турбулентности», заплатят штраф от 20 до 40 тысяч рублей. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении.

Авиадебоширы дорого обходятся

Разработка новых норм связана с участившимися случаями нарушения общественного порядка в самолёте. Некоторые пассажиры успевают напиться ещё до посадки, и их не пускают на рейс, другие пьют во время перелёта. В 2017 году 342 человека не были допущены к полёту, а с рейса сняли 292 граждан, которые не выполняли требования бортпроводников и командира воздушного судна.

По словам замминистра юстиции Юрия Любимова, законопроект подготовлен во исполнение поручения президента. Предлагается усилить административную ответственность для авиадебоширов. Если документ будет принят, то за невыполнение приказа пилота, курение на борту и отказ пристегнуть ремни пассажиры заплатят штраф от 20 до 40 тысяч рублей. Если же гражданин нарушил правила фото- и видеосъёмки в самолёте, или пользовался мобильным телефоном, то штраф составит от 100 до 1000 рублей. Сейчас большинство россиян включают телефоны сразу же после посадки, но после принятия закона им придётся заплатить за свою поспешность, так как мобильные запрещено включать до полной остановки самолёта.

«Принятие законопроекта позволит установить адекватные наказания за нарушения порядка на борту», — подчеркнул Юрий Любимов. По его словам, от пьяных пассажиров перевозчик страдает больше всего. Дебоширы мешают другим пассажирам и бортпроводникам, могут нанести ущерб самолёту, нарушить график дальнейшего движения воздушного судна, так как авиакомпания вынуждена совершить посадку.

Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, комментируя законопроект, отметил, что документ устанавливает справедливое наказание в отношении авиадебоширов.

Сейчас чёткой системы наказаний для дебоширов нет

«Хулиганы сейчас отделываются копеечными штрафами, притом что их поведение, конечно же, тоже могло привести к последствиям», — сказал он. Сейчас чёткой системы наказаний для дебоширов нет. Установлено только уголовное наказание до пяти лет лишения свободы за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Но мелких хулиганов нельзя подвести под эту статью УК.”

Пилоты замечены в пьянстве

Правительство также предлагает установить административную ответственность для пилотов, которые сели за штурвал в нетрезвом виде. Штраф для них составит до 50 тысяч рублей. При этом сохраняется существующее наказание — лишение прав управления самолётом на два-три года. Депутаты были удивлены тем фактом, что есть случаи пьянства пилотов при исполнении служебных обязанностей. «Иногда нам показывают, что пассажиры, особенно это касается «звёзд», находятся в нетрезвом состоянии и портят настроение другим, — сказал член Комитета Госдумы по госстроительству Сергей Иванов (ЛДПР). — Но я не припомню случаи, когда пилоты летали подшофе. У нас что, много таких случаев?» Юрий Любимов подтвердил, что такие инциденты бывают, но точной статистики нет.

Член Комитета Госдумы по контролю и Регламенту единоросс Андрей Альшевских считает, что санкции для пилотов нужно ужесточить. «Мы ведь прекрасно понимаем, какие последствия может повлечь управление воздушным судном в состоянии алкогольного опьянения», — сказал он.

Действующие штрафы за нарушение общественного порядка в самолёте

За курение на борту — 1000 рублей

За непристёгнутый ремень — 2-5 тысяч рублей

За невыполнение предписаний командира воздушного судна — 2-5 тысяч рублей

Применение ненормативной лексики, неповиновение полиции — до 2,5 тысяч рублей

Управление самолётом лицом, не имеющим прав на управление — 2-2,5 тысячи рублей

Управление самолётом в состоянии опьянения — лишение права управления на срок от 2 до 3 лет

Ссылка на основную публикацию