Федеральный закон о вреде курения

Федеральный Закон о запрете курения: основные положения, последние изменения

Федеральный Закон о запрете курения – это решение, которое принято на государственном уровне. Выполнять его условия достаточно трудно в реальной жизни. Однако они должны выполняться всеми лицами.

Первоначальные сведения и причины создания законопроекта

Закон защищает здоровье граждан от курильщиков

02.2013 г. вступил в силу закон ФЗ №15. Он называется «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма». Данный закон одобрен всеми единогласно. Есть несколько причин, по которым был разработан этот законопроект.

На основании ежегодных статистических данных, от онкологических и других заболеваний, которые вызваны потреблением табака и вдыханием дыма, умирают практически 500 тысяч человек. Это стало основной причиной, по которой принят закон, запрещающий курить.

Данный законопроект позволяет продвигать правильный образ жизни и воспитывать молодое поколение, которое не имеет вредных привычек. Этот нормативный акт также реализует требования Рамочной конвенции. Она принята Всемирной организацией здравоохранения, чтобы бороться с табакокурением.

Россия присоединилась к данной инициативе 11 мая 2019 года. Это позволяет выполнять обязательства против курения на международном уровне.

Основные положения

Правительство, принимая ФЗ №15, преследовало сразу несколько целей:

  • защитить права тех, кто не курит, ограничив их от курящих;
  • проявить заботу в отношении здоровья тех, кто не курит.

В ФЗ №15 прописаны следующие положения:

  • понятия, которые применяются в законе;
  • защита людей от дыма табака;
  • права госорганов в данной проблеме;
  • взаимоотношения государства и фабрик, производящих табачные изделия;
  • права и обязанности частных лиц и организаций в проблеме защиты здоровья от табачного дыма;
  • меры, которые приняты, чтобы предотвратить воздействие табака на людей;
  • меры по ограничению употребления табачных изделий;
  • определение мест, у которых курить запрещается;
  • политика цен и налогов, направленная на снижение спроса на табак;
  • обязательство раскрытия информации, что входит в сигареты;
  • предъявление требований к упаковке;
  • предоставление информации людям о том, как вреден табак для здоровья;
  • установление запретов на рекламу табачных изделий;
  • оказание медицинской помощи в целях лечения зависимости от табака;
  • наложение ограничительных условий на торговлю;
  • наложение запретов на реализацию табачных изделий несовершеннолетним лицам;
  • надзор со стороны государства за соблюдением правил закона;
  • установление штрафов за нарушение.

Как повлиял запрет курения на граждан России? Стали ли они курить больше?

Последние поправки

В ФЗ № 15 были внесены следующие поправки:

  1. В 2017 году вступили в силу поправки, которые связаны с реализацией табачной продукции. На основании этих поправок уполномоченными органами должен происходить учет производства табачных изделий, их перевоз через границу РФ, осуществление оптовой и розничной торговли. Также необходим контроль за оборотом оборудования, которое участвует в производстве табачной продукции.
  2. В июле 2018 года вступила в силу часть 4 статьи 18 ФЗ №15. Данная часть регулирует проблему контроля подлинности специальных акцизных марок. Данный контроль производят уполномоченные органы. Проверка должна проходить визуально или с помощью специального оборудования с использованием доступа к ресурсу сведений, которые предоставляются органами исполнительной власти.

Где нельзя курить по новому закону

На основании статьи 12 ФЗ №15 курить запрещается:

  • в местах, где скапливается много людей;
  • в любых зданиях общественного назначения, в особенности в государственных учреждениях;
  • в магазинах, залах для торговли, а также в местах, где оказываются услуги быта;
  • в гостиницах, общежитиях и многоквартиных домах;
  • на территории общественных пляжей;
  • на территории автозаправок, так как данное место считается пожароопасным;
  • во время вождения автомобиля;
  • в общественных заведениях: рестораны, кафе, бары;
  • в мастерских, ателье и ремонтных конторах.

В каких именно местах запрещено курить

Запрет распространяется на все места общественного пользования

Помимо этого табакокурение запрещено в следующих местах:

  • в учебных, медицинских и санаторно-курортных заведениях;
  • в подъездах домов;
  • в транспорте общественного назначения ближнего и дальнего следования. Также закон запрещает курить рядом с остановками и станциями метро, на территории аэропортов и автовокзалов (необходимо отходить на 15 метров от остановки или от входа;
  • в спортивных и культурных заведениях;
  • на предприятиях;
  • в детских зонах, на детских площадках, вблизи детских садов;
  • на территории объектов торговли, рынков.

Курить разрешено только на специально выделенных местах на открытом воздухе. Также возможно курение в изолированных помещениях, в которых имеется система вентиляции.

Антитабачный приказ для кафе и ресторанов

Для мест общественного питания, в том числе в кафе и ресторанах, курение табака запрещено. Однако законом не запрещается организовывать места для курения. Необходимо учитывать, чтобы данные зоны не находились в помещении, где оказываются услуги общественного питания.

Место для курения может быть организовано на открытой площадке, а также в отдельном помещении, которое является смежным с рестораном. Это помещение должно иметь свой вход и систему вентиляции.

Требования к курилке

Курилка может быть организована на улице или в помещении. Она должна отвечать определенным требованиям. Если курилка находится внутри помещения, то двери должны плотно закрываться. Дым не должен проникать в другие комнаты. В помещении должны стоять пепельницы и знак под названием «Место для курения».

Нормативные акты

Кроме ФЗ №15 существуют другие законодательные акты, которые связаны с запретом курения табака:

  • 21.10.2013 г. принят ФЗ№274. Он внес изменение в административный кодекс в части штрафов за несоблюдение закона №15;
  • 23.09.2010 г. принято распоряжение Правительства №1563-Р;
  • 12.05.2014 г. издан приказ Минздрава РФ №214-н. Он утверждает требования к знаку, который запрещает курение, в том числе, где его размещать.

Какие инстанции следят за соблюдением

Те граждане, которые нарушают закон о курении, должны привлекаться к ответственности следующими органами:

Для доказательства факта нарушения закона могут быть приняты не только показания свидетелей, но и видео- и фотофиксация.

В случае выявления нарушения граждане могут обратиться в соответствующие инстанции

Если нарушителя поймали с поличным или нарушение было зафиксировано на камеру супермаркета или в подъезде, то ему грозит штраф и хождение по судам.

Размер штрафа

Соблюдать закон должны не только частные лица, но и юридические и должностные лица. На каждую группу предусмотрен определенный размер штрафа. Предусмотрены следующие штрафы:

  • для частных лиц: от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
  • для юридических лиц: от 50 тыс. руб. до 160 тыс. руб.;
  • для должностных лиц: от 5 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • ИП: от 30 тыс. руб. до 60 тыс. руб.

Можно ли избежать административной ответственности

В процессе изучения закона №15 становится понятно, что мест для курения очень мало: специально отведенные места, дома, в автомобиле. Чтобы не быть привлеченным к ответственности необходимо:

  • запомнить места, где курение запрещено и не нарушать данный закон;
  • привлечь к административной деятельности может только представитель органа исполнительной власти, который поймал нарушителя «за руку»;
  • если нарушитель не согласен с протоколом о административном правонарушении, то он может оспорить обвинение в суде;
  • если нарушение заснято на видео, то можно ссылаться на 23 статью Конституции РФ, как неприкосновенности частной жизни граждан и требовать признание доказательств недействительными.

Куда необходимо обращаться, если нарушены права в рамках ФЗ№15

На нарушителя закона №15 можно воздействовать следующим образом:

  • предупредить о запрете курения в данном месте и дать ему выдержку из закона;
  • развесить объявления, в которых указаны пункты о запрете;
  • если на нарушителя данные меры не повлияли, то можно написать заявление в полицию. При отсутствии реакции полиции, жалобу можно нести в прокуратуру.

Закон № 15 действует уже несколько лет. Однако вопрос о том, как органы исполнительной власти будут контролировать соблюдение данного закона, еще до конца не решен. Однако, несмотря на это, данный закон необходим. Он призван приносить пользу тем, кто курит и тем, кто соседствует с такими гражданами.

Успех прежде всего зависит от каждого гражданина, которые вовремя реагируют на нарушения и помогают органам исполнительной власти. Положительные результаты ожидаются по истечении некоторого времени после введения в действие норматива. Также будут издаваться новые подзаконные акты, которые будут регулировать механизм закона.

Как работает в России антитабачный закон:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

О вреде курения и результатах контроля за исполнением хозяйствующими субъектами Федерального закона от 23.02.2013г № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”

«Распространение табачной эпидемии является глобальной проблемой, которая имеет серьезные последствия для здоровья людей и которая требует как можно более широкого международного сотрудничества и участия всех стран в эффективных, надлежащих и всесторонних международных ответных действиях. Научные данные недвусмысленно подтверждают, что потребление табака и воздействие табачного дыма являются причиной смерти, болезни и инвалидности и что между воздействием курения и другими видами употребления табачных изделий и наступлением болезней, связанных с табаком, существует определенный разрыв во времени. Сигареты и некоторые другие изделия, содержащие табак, являются высокотехнологичными изделиями, разработанными таким образом, чтобы создавать и поддерживать зависимость, кроме того, многие содержащиеся в них компоненты и выделяемый ими дым являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными, а также что зависимость от табака классифицируется в основных международных классификациях болезней как отдельное расстройство. В настоящее время имеются четкие научные данные о том, что пренатальное воздействие табачного дыма вызывает неблагоприятные состояния здоровья и развития детей».(Преамбула Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 г.).

При курении в организмпроникает огромное количество химических соединений, порядка 3000 наименований, среди них 55 – это канцерогены. Температура тлеющего табака составляет около 300 градусов по Цельсию. При затяжках температура на кончике сигареты доходит до 1100 градусов. С химической точки зрения, при курении имеет место процесс неполного сгорания табака. Табачный дым состоит из двух фаз – газовой фазы и фазы частиц. Газовая фаза состоит примерно из 5000 химических соединений, в том численикотина, фенола, кадмия, цианистого водорода, акролеина, изопрена и тд.

Таким образом, курение постепенно разрушает весь организм и является причиной всех серьезных заболеваний, в том числе способствует быстрому изнашиванию и старению сердечно-сосудистой системы, возникновению различных заболеваний — ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, атеросклероза, облитерирующего эндартериита,является фактором риска заражения туберкулезом и в значительной степени способствует развитию и течению туберкулеза легких у уже заболевших им людей. Так же, курение является непосредственной причиной рака губы, языка, глотки, пищевода, желудка, поджелудочной железы, печени, трахеи, бронхов, мочевого пузыря, почки, шейки матки и миелоидного лейкоза.

Читайте также:  На чем делают кальяны

Федеральным законом от 23.02.2013г № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.Для достижения указанной цели законом установлен ряд требований, в том числе статьей 12 вышеуказанного федерального закона предусмотрен запрет курения на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. За истекший период 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю привлечено 10 граждан за нарушение данного положения законодательства.

За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табакак административной ответственности привлечено 99 лиц.

В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия ст. 16 Федерального закона от 23.02.13г. № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещена реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака.На территории Краснодарского края зафиксирован 1 случай проведения акций, направленныхна стимулирование реализации табачной продукции, виновные лица привлечены к ответственности.

За истекший период 2017 года за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, в том числе по фактам реализации табачных изделий с демонстрацией и выкладкой в торговом зале, а так же за реализацию табачных изделий на расстоянии менее чем 100 метров к образовательным учреждениям к административной ответственности привлечено 33 лица.

В рамках взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления Управлением осуществляются меры направленные на выявление и пресечение реализации табачной продукции несовершеннолетним. Всего за первое полугодие 2017 года Управлением за данное нарушение к административной ответственности привлечено 23юридических, должностных и физических лиц.

Всего за первое полугодие 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака возбуждено 166 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на общую сумму 1958500 рублей.

Федеральный закон о запрете курения

Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире. Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.

Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.

Общие положения закона

Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

Вам будет интересно: ФЗ о торговле по ссылке:

ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:

Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Основные положения ФЗ 59 читайте тут:

Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

  • Основные понятия, используемые в законе;
  • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
  • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
  • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
  • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
  • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
  • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
  • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
  • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
  • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
  • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
  • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
  • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
  • Ограничения торговли;
  • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
  • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
  • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
  • Ответственность за нарушение закона.

Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.

Последние поправки

В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

  • В общественных местах (местах массового скопления людей);
  • На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
  • Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
  • В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
  • В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
  • В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
  • В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
  • На территории детских площадок и общественных пляжей;
  • На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
  • Находясь за рулем транспортного средства;
  • В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
  • В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.

Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции. Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.

Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.

Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:

  • Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
  • Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
  • Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и 2000-3000 для родителей;
  • Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 15

Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.

Закон о курении

Федеральный закон № 15-ФЗ, вступивший в силу 1 июня 2013 года, кардинально изменил жизнь курящих граждан в стране. С его введением правительство связывает надежды на изменения мрачной статистики, ведь в настоящее время около полумиллиона россиян умирают вследствие заболеваний, вызванных негативным воздействием никотина на организм.

Читайте также:  Сигареты с ягодным вкусом

Меры, прописанные в законе за потребление сигарет в неположенных местах, способны ощутимо облегчить карман нарушителя. Поэтому если нездоровая привычка до сих пор является частью жизни, необходимо разобраться в нюансах этого документа, дабы избежать административной ответственности за недешевый «перекур» в общественных местах.

О чём гласит закон

Он был принят в середине 2013 года, однако некоторые положения вводились в действие постепенно, значительно позже. Так, с 1 января 2014 г. вступила в силу ст. 13, в которой определяются розничные цены на табак (максимальные и минимальные), а также говорится об увеличении налогов и повышении акцизов на этого рода продукцию. Далее, с 1 июня 2014 г. введены в действие: п. 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12; ч. 3 ст. 16, ч. 1-5, п. 3 ч. 7 ст. 19. И, наконец, с 1 января 2017 г. становятся актуальными п. 1-2 ч. 1 и ч. 2 ст. 18 , нормы которой ужесточают меры за незаконную торговлю табачной продукцией.

Помимо определения мест, где курение строго запрещено, Закон содержит ряд важных положений и ограничений, касающихся:

  • спонсорства табака;
  • стимулирования продажи такой продукции;
  • реализации сигарет посредством киосков;
  • продажи товаров, являющихся имитацией табачной продукции;
  • рекламы сигарет;
  • демонстрации процесса курения в телепрограммах, кинокартинах, театральных представлениях и пр.

Что понимается под общественным местом

Федеральный антитабачный закон накладывает запрет на курение в общественных местах. Но в то же время он не содержит понятия о последнем. Более того, действующим законодательством не закреплен указанный термин и в иных нормативно-правовых актах государства.

Анализ правовой базы, буквальное толкование норм статей, в частности Административного кодекса Российской Федерации, позволяют выделить следующие характеристики, присущие местам общественного пользования:

  • не имеют ограничений доступа для граждан;
  • предназначены для частого единовременного посещения неопределенным кругом лиц;
  • доступны для массового скопления граждан;
  • не относятся к частной собственности.

Таким образом, к общественным местам можно отнести объекты недвижимости (как капитальные, так и временные), всевозможные площадки, пространства и территории.

Где запрещено курить

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курить запрещено в местах скопления людей, то есть в общественных местах. Законодатель относит к местам, свободным от курения:

  1. Помещения и территории учреждений, оказывающих образовательные и спортивные услуги (стадионы, школы и т. д.), медицинскую помощь (санатории, поликлиники и т.д.).
  2. Помещения государственных служб и учреждений, оказывающих услуги социального характера.
  3. Помещения общего пользования многоквартирных жилых домов, в том числе подъезды, лифты.
  4. Все виды транспорта, осуществляющие общественную перевозку населения.
  5. Платформы электропоездов.
  6. Детские площадки.
  7. Места, отведенные для пляжного отдыха.
  8. Автозаправки и их помещения.
  9. Торговые объекты (магазины, рынки и т. д.).
  10. Места общественного питания и бытовых услуг (кафе, столовые, рестораны, прачечные и т. д.).
  11. Объекты недвижимости (как капитальные, так и нет), предоставляющие услуги по временному проживанию населения (гостиницы, отели).
  12. Площадки и территории, расположенные менее чем в 15 метрах от входов (выходов) в транспортные узлы (вокзалы, аэропорты, морские и речные порты, подземные станции метрополитена).
  13. Рабочие зоны на предприятиях и в офисных помещениях.

Где разрешено курить

Согласно действующему законодательству, мест, разрешенных для курения, значительно меньше, чем запрещенных. Потребление табака без нарушения требований закона допустимо:

  • на территориях и в местах, относящихся к частной собственности и предназначенных для единоличного пользования гражданином и членами его семьи (свой автомобиль, квартира, в том числе балкон либо лоджия собственной жилплощади, комнаты в общежитиях, гаражи, дачи и тому подобное);
  • в специально отведенных и оборудованных системой вентиляции комнатами для курения в офисных зданиях, на предприятиях, а также в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов;
  • в специально обозначенных местах для курения на открытом воздухе в местах, относящихся к совместной собственности многоквартирных домов и на территориях рабочих зон предприятий;
  • на расстоянии более 15 метров от зоны транспортных узлов, от входов (выходов) станций метрополитена, аэропортов, вокзалов.

Ответственность за нарушение закона

Если заядлый курильщик, игнорируя запрет на потребление табачных изделий в общественных местах, поддался пагубной привычке, к нему могут быть применены меры административного воздействия.

«Дымящим» в неположенных местах гражданами выписывается административный штраф. Для виновного физического лица его размер варьируется от 500 до 3000 рублей. А вот организацию-виновника ждут куда более внушительные санкции. Размер штрафа начинается от 100 000 рублей, максимальный размер может доходить до 150 000 рублей.

Законодатель определил, что применять административное взыскание в виде штрафа в отношении нерадивых курильщиков вправе представители правоохранительных органов.

Однако к административной ответственности любителей табака могут привлекать не только сотрудники полиции:

  • члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют соответствующие полномочия в случае выявления факта вовлечения детей и подростков в процесс курения;
  • наложить штраф на нарушителей закона могут должностные лица Роспотребнадзора и Государственной противопожарной службы (МЧС), если виновные лица курили в помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • участковый уполномоченный полиции и иные ее сотрудники, представители Роспотребнадзора, МЧС, вправе наказать нарушителей за потребление табачной продукции на детских площадках и примыкающих к ним территориях.

Размер штрафа и правила его оплаты

Размер штрафа за нарушение требований закона зависит от совокупности отягчающих либо смягчающих обстоятельств, непосредственно влияющих на тяжесть наказания:

  1. Важен субъект правонарушения: физические лица заплатят максимальный штраф, равный 3000 рублям, с юридических взыщут 150 000 рублей.
  2. Имеет значение место совершения правонарушения. Так, законодатель особо строг, если курильщик застигнут на детской площадке и жертвами его негативной привычки явились малолетние дети. Если в иных общественных местах курение облагается штрафом от 500 до 1500 рублей, то за эти же действия на территории игровой площадки придется распрощаться с суммой от 2000 до 3000 рублей. Причем курильщик будет привлечен к административному штрафу даже в том случае, если во время курения на детской площадке никого, кроме него самого, не было.
  3. Важно, имелось ли вовлечение в процесс курения лиц, не достигших совершеннолетия. Под этим действием могут пониматься и предложение несовершеннолетнему закурить, и некая пропаганда вредной привычки, и покупка табачных изделий для юного лица. В этих случаях неизбежен штраф в размере от 1000 до 2000 рублей.
  4. Важно, имело ли место вовлечение в процесс курения несовершеннолетних самими родителями либо законными представителями ребенка. Законодатель применяет более весомое наказание и устанавливает размер взыскания в отношении безответственных родителей от 2000 до 3000 рублей.

Основанием для оплаты штрафа за нарушение закона о курении является получение человеком постановления об административном правонарушении. В нем должностные лица органа, который привлек к ответственности виновное лицо, указывают все реквизиты, необходимые для осуществления денежного перевода.

Если на руках у нарушителя имеется должным образом оформленное постановление, то уплатить штраф, можно несколькими способами:

  1. Через кассу банка.
  2. Провести оплату, воспользовавшись банкоматом.
  3. Воспользоваться личным кабинетом Сбербанка.
  4. При помощи мобильного приложения ФССП.
  5. Перечислить при помощи смартфона.
  6. Обратиться к услугам электронных платежных систем.

Ответственность за неуплату штрафа

Действующее законодательство позволяет нарушителю антитабачного закона уплатить всего ½ размера назначенного штрафа в случае перечисления денег в течение 60 суток со дня соответствующего постановления.

Если лицо, признанное виновным, проигнорирует обязанность по уплате штрафа, взыскание будет осуществлено в принудительном порядке с привлечением службы судебных приставов.

Для начала лицу, привлеченному к административной ответственности за курение в неположенном месте, следует получить достоверную информацию о возможных исполнительных производствах, открытых в отношении него. Узнать эту информацию можно на портале государственных услуг. Для этого необходимо зарегистрироваться там, перейти на сайт ФСПП и сделать запрос.

Безответственное отношение к штрафу приведет к тому, что в отношении курильщика-нарушителя будут применены иные меры ответственности. Так, гражданин может ежемесячно лишаться части своей заработной платы, постепенно внося сумму штрафа и пеню, либо обнаружить, что на принадлежащее ему имущество наложен арест.

Неприятным сюрпризом станет и невозможность выезда за рубеж, так как к должнику может быть применено временное ограничение на пересечение границ Российской Федерации. Следует помнить, что лояльное отношение государства к должникам не безгранично, поэтому гораздо дешевле и менее хлопотно уплатить наложенный штраф вовремя.

Заключение

Нормы Федерального закона № 15-ФЗ затрагивают интересы большей части населения государства. Курят в России 44 миллиона взрослых, плюс очень многие подвержены ежедневному пассивному вдыханию дыма.

Сдвинуть с мертвой точки это могут жесткие ограничительные меры в отношении табакокурения, пресекающие незаконные действия как юридических, так и физических лиц. Однако самым действенным, без сомнения, является ответственное отношение курильщиков к своему здоровью и благополучию окружающих людей.

«Антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить?

В 2013 году началась активная борьба с курением на государственном уровне. Появились серьёзные ограничения (Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ). За шесть лет закон показал свою эффективность. Действительно табачного дыма стало намного меньше. Однако не все проблемы, связанные с курением, были решены. Долго не был введен запрет на курение на балконе своей квартиры – в 2019 году это все еще большая проблема. Поэтому законодатели решили не останавливаться на достигнутом. С 1 октября 2019 года начинают действовать важные поправки в Правила противопожарного режима в РФ.

Расскажем, где действует закон о запрете курения в 2019-2020 годах, в каких местах нельзя курить, какие изменения подготовлены правительством по данному вопросу, какой штраф за курение в общественных местах в 2019-2020 годах по закону должен заплатить нарушитель.

Первоначальные сведения и причины создания законопроекта

Закон защищает здоровье граждан от курильщиков

02.2013 г. вступил в силу закон ФЗ №15. Он называется «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма». Данный закон одобрен всеми единогласно. Есть несколько причин, по которым был разработан этот законопроект.

На основании ежегодных статистических данных, от онкологических и других заболеваний, которые вызваны потреблением табака и вдыханием дыма, умирают практически 500 тысяч человек. Это стало основной причиной, по которой принят закон, запрещающий курить.

Читайте также:  Курю 2 года последствия

Данный законопроект позволяет продвигать правильный образ жизни и воспитывать молодое поколение, которое не имеет вредных привычек. Этот нормативный акт также реализует требования Рамочной конвенции. Она принята Всемирной организацией здравоохранения, чтобы бороться с табакокурением.

Россия присоединилась к данной инициативе 11 мая 2019 года. Это позволяет выполнять обязательства против курения на международном уровне.



Какой штраф заплатит курильщик

В административном законодательстве есть специальные нормы, предусматривающие наказание для правонарушителей:

  1. В статье 6.23 описаны штрафные санкции касательно вовлечения малолетнего в раскуривание табакосодержащих веществ: до двух тысяч рублей – для всех лиц; до трех т. руб. для родителей несовершеннолетних. Эта же норма касается приобретения сигарет для детей, принуждения их к употреблению табачных продуктов и их продаже;
  2. В статье 6.24 описаны штрафные санкции касательно курения в неположенных местах – до тысячи руб. Если гражданин употребляет никотин где отдыхают дети, штраф повышается в три раза;
  3. В статье 6.25 описаны штрафные санкции для дирекции, юридических лиц и индивидуального предпринимательства после нарушений норм закона. Наказание ожидает человека и компанию, на территории которой имеются запрещенные оборудованные для курения места. Минимально могут оштрафовать на 10 тысяч рублей, максимально на 90 т. руб.



Основные положения

Правительство, принимая ФЗ №15, преследовало сразу несколько целей:

  • защитить права тех, кто не курит, ограничив их от курящих;
  • проявить заботу в отношении здоровья тех, кто не курит.

В ФЗ №15 прописаны следующие положения:

  • понятия, которые применяются в законе;
  • защита людей от дыма табака;
  • права госорганов в данной проблеме;
  • взаимоотношения государства и фабрик, производящих табачные изделия;
  • права и обязанности частных лиц и организаций в проблеме защиты здоровья от табачного дыма;
  • меры, которые приняты, чтобы предотвратить воздействие табака на людей;
  • меры по ограничению употребления табачных изделий;
  • определение мест, у которых курить запрещается;
  • политика цен и налогов, направленная на снижение спроса на табак;
  • обязательство раскрытия информации, что входит в сигареты;
  • предъявление требований к упаковке;
  • предоставление информации людям о том, как вреден табак для здоровья;
  • установление запретов на рекламу табачных изделий;
  • оказание медицинской помощи в целях лечения зависимости от табака;
  • наложение ограничительных условий на торговлю;
  • наложение запретов на реализацию табачных изделий несовершеннолетним лицам;
  • надзор со стороны государства за соблюдением правил закона;
  • установление штрафов за нарушение.

Как повлиял запрет курения на граждан России? Стали ли они курить больше?

Можно ли курить на балконе собственной квартиры?

Последние новости по решению вопроса с курением появились 20 сентября 2019 года. Постановлением Правительства № 1216 были внесены поправки в пункт 90 Правил противопожарного режима в РФ. С 1.10.2019 запрещается использовать открытый огонь на балконах и лоджиях квартир. Соответственно, под запрет попадает жарка шашлыков, которой любили увлекаться некоторые жильцы, особенно в летний период. Однако эксперты расценили указанные поправки, ещё и как запрет курения на балконе в многоквартирном доме. Это подтвердили в МЧС.

Разберёмся, действительно ли теперь курение на балконе запрещено, если дым мешает соседям. Закон в 2019 году лишь косвенно вводит подобный запрет. Только из пункта 436 Правил противопожарного режима можно сделать вывод, что открытым огнём является горящая спичка, сигарета и т.д. Больше никаких определений, что же является открытым огнём законодательство не содержит. Поэтому вопрос: относится ли сигарета к открытому огню или нет, – остаётся открытым.

Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Например, член комитета Госдумы по охране здоровья Н.Герасименко посчитал сигарету источником открытого огня. Он аргументировал свою позицию тем, что на предупреждающих щитах при проведении пожароопасных работ всегда есть знак о запрете курения. Однако необходимо разобраться, что же из себя представляет сам процесс курения. По сути, это не горение, а тление табака. С такой точки зрения, открытый огонь здесь отсутствует. Но в момент поджигания сигареты признаки открытого горения всё же есть. Таким образом, чтобы окончательно поставить точку в вопросе: можно или нет курить на балконе – необходимо, чтобы на законодательном уроне было закреплено, что является открытым огнём.

Если курение на балконе в многоквартирном доме закон в 2019 году,пусть и косвенно, но запрещает, то никаких ограничений на курение в самой квартире нет. Отсюда следует, что открытый огонь на балконе запрещено разводить, а внутри помещения квартиры, где ещё больше вероятность воспламенения отдельных предметов, можно. Судя по всему, меры противопожарной безопасности будут дорабатываться, также как и меры по борьбе с курильщиками. Стоит также дождаться судебной практики по этому вопросу.

Новый закон о пиве 2019 года – последние изменения (обзор законопроекта 606539-7)




Закон “О запрете курения”

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ
“Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”

С изменениями и дополнениями от:

14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г., 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
23 февраля 2013 г.
N 15-ФЗ

Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г. запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов “дьюти фри”), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г.

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 г.

Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 г.

Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 25 февраля 2013 г., в “Российской газете” от 26 февраля 2013 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 8 ст. 721, в “Парламентской газете” от 1-7 марта 2013 г. N 7

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 512-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., за исключением подпунктов “в”, “г” и “е” пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Ссылка на основную публикацию